|
Каталог статей
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОМСОМОЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОМСОМОЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ С.В. Макарченко, п.г.т. Комсомольск МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Комсомольский детский дом»
Идея психолого-педагогического сопровождения не нова. Рядом известных отечественных авторов, в частности И.В.Дубровиной, Е.И.Роговым, используется близкое по смыслу слово – «содействие», идею психолого-педагогического сопровождения (далее ППС) разрабатывают М.Р. Битянова, Н.Ю. Синягина, С.Г. Косарецкий и др. Привлекательность идеи заключается в том, что она дает возможность организовать психологическую работу как самостоятельный вид деятельности со своими целями и ценностями и позволяет органично вплести ее в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Поэтому становится возможным соединение целей педагогической и психологической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, что особенно важно в условиях детского дома. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно велики (личностные, когнитивные, проблемы социализации), поэтому в воспитании этих детей необходимо объединение усилий различных специалистов, когда ребенок может получить психологическую, педагогическую, социальную, правовую и другие виды помощи. Аналогичная ситуация сложилась и в нашем детском доме. Мы пришли к выводу о необходимости взаимодействия разных специалистов. В рамках системы ППС эффективнее реализовать это взаимодействие. Итак, опираясь на «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», под сопровождением понимаем систему профессиональной деятельности психолога и педагогов, направленную на создание социально-психологических условий для решения ребенком задач, возникающих у него в процессе взаимодействия в среде детского дома. Психолог вместе с педагогом в процессе воспитания может, с одной стороны, помочь ребенку максимально использовать предоставленные возможности для развития, а с другой - приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям жизнедеятельности. Цель профессиональной деятельности педагога и психолога в детском доме едина. Это ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Средства и методы различны. Однако эти специалисты объективно нуждаются в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, т.к. только в этом случае применяемые ими технологии работают на изначально заданную цель. Следовательно, сотрудничество педагога и психолога должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий. Роль воспитателя сводится к четкой и последовательной ориентации воспитанника на определенные пути развития. В детском доме воспитатель и другие педагоги выполняют некоторые функции родителя: носителя и транслятора определенных этических, интеллектуальных, религиозных и других ценностей. Их воздействие носит формирующий и регулирующий характер. Задача психолога – создавать условия для нормального развития ребенка, при этом психолог занимается как самим ребенком, так и работает с педагогами (администрация, воспитатели). При таком подходе объектом ППС выступает воспитательный процесс, предметом деятельности – ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой.
Читать далее |
Категория: Воспитание | Добавил: komdd (18.03.2009)
|
Просмотров: 1826
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|